http://pechory.reg60.ru/orajone/istorija

История района

Печоры — старинный русский город-крепость Псковской земли, служивший надежной защитой северо-западных рубежей Русского государства.

Название происходит от древнерусского слова «Печера» — пещера. В пещерах песчаного холма у ручья Каменца жили монахи-пустынножители, а в 1473 году возник пещерный монастырь, который в XVI веке был обнесен крепостной стеной. Печорская крепость несла службу Отечеству в течение 140 лет, защищала северо-западные рубежи России от поляков, литовцев, шведов. С момента начала строительства крепости вокруг монастыря разрастается примонастырская слобода. Дата окончания строительства крепости — 1565 год — является датой основания города.
Именно в это время для несения службы и защиты крепости, по приказу царя Ивана Грозного, из Бутырской слободы г. Москвы прибывает около 300 стрельцов с семьями. Они расселились в посаде, который позже перерос в город.

Статус города был узаконен высочайшим указом Императрицы Екатерины II от 7 июня 1782 года. В нем значилось: «…быть уездным городом слободе Печорам, в котором учредить все потребные присутствующие места…». А 29 декабря того же года был учрежден герб города, созданный герольдмейстером, действительным статским советником — Волковым. На гербе изображены: длань Господа Бога, указывающая на пещеру им созданную — это символизирует святость и величие этого места, а силу, храбрость и отвагу людей, отстоявших эти земли, — олицетворяет барс.

Печоры — примонастырский город. Обитель дала ему жизнь и полностью определяла, вплоть до XVIII века, его структуру, состав населения, сферу занятий местных жителей. Главенствующая роль монастыря сохранилась и после выделения поселения в город.
Свято-Успенский Псково-Печерский первоклассный монастырь всегда поднимал престиж и известность города. Сам город в начале своего становления не имел экономического и культурного значения. В XVII веке в городе проживало 466 человек мужского пола. Развитие города было плавным и замедленным. Проходившие через Печоры торговые пути с заграницей и учрежденная в конце XVII века таможня несколько оживили торговлю. Жители занимались земледелием, рыболовством, охотой, кирпичным и гончарным производством, обработкой металла и дерева, выделкой кож, мукомольным производством. На первом месте стояли не городские ремесла, а промыслы.

С XIX века Печоры становятся пригородом Пскова. Застройка города была скромной и масштабной. Преобладала застройка полугородского — полусельского типа в основном с деревянными в один-два этажа зданиями. Так, например, в 1820 году из 228 домов — 215 деревянных, 7 — каменных, 6 — смешанных. Несмотря на то, что население города росло, Печоры оставались самым маленьким городом Псковской губернии. К началу XIX века в нем проживало 1312 человек, по переписи 1887 года русских — 1258 человек, эстонцев -27, немцев — 10, латышей — 9, евреев — 1. Своеобразный колорит в местный уклад жизни вносили представители народности сето, говорящие на диалекте эстонского языка, исповедующие православие. Женщины — сето выделялись своими оригинальными костюмами со множеством серебряных украшений. На груди, в центре, носили огромную брошь-фибулу-сыльг. Строго придерживаясь православия, бережно хранили самобытные обычаи, родной язык, традиционные искусства и ремесла. Женщины — сето были замечательными мастерицами в ткачестве и вязании.
В начале XX века важную роль в жизни города занимала торговля льном, зерновым хлебом и изделиями из дерева. Печорский рынок славился своими рыбными рядами. В городе в этот период насчитывалось почти 60 торговых лавок, 3 — кожевенных, 4 — солодовых завода. Продукция сбывалась не только местному населению, но и продавалась на ярмарках в Эстонии. Развитию города способствовало и строительство в 1886 году Псково-Рижской железной дороги, которая связала Печоры с Москвой, Санкт-Петербургом, Ригой, Ревелем (Таллинн).
В канун первой мировой войны население города составило 2240 жителей. В Печорах было 11 улиц и переулков, 5 площадей, 3 начальных школы, земская больница и аптека, 7 чайных, трактир, монастырская гостиница. В 20-30-е годы XX-го столетия развитию города способствует торговля. В Печорах торговали преимущественно лошадьми, домашней и сельскохозяйственной утварью: корзинами, кадками, гончарной посудой. Но главным источником доходов оставался лен. На рынках Западной Европы большим спросом пользовался лен сорта «Печорский кряж». В среднем в Печорском крае производилось 200.000 пудов льноволокна. В городе находились представительства английских и немецких фирм по закупке льна. В этот период в Петсери было 168 торговых предприятий, 8 банков и кредитных учреждений, 1 столовая, 6 ресторанов и 8 чайных. В городе было 3 библиотеки, 2 начальные школы, гимназия. Быстро растет население города, так в 1934 году в Петсери проживало 4274 человека. Прирост происходил за счет эстонского населения. Для русского населения этот период ознаменовался активной общественной культурной жизнью. В городе выходили газеты — «Печерянка», «Печорский вестник», «Родина», «Голос народа».

Передовая интеллигенция, особенно учителя, прикладывали огромные усилия для того, чтобы сберечь богатое культурное наследие Печорского края. Они собирали фольклор, организовывали хоры, оркестры, драматические кружки. Важными событиями стали праздники русской культуры. Впервые в 1924 году был отпразднован «День русского просвещения», отмечать который стало традицией и в последующие годы. Этот праздник приурочивался к юбилейной дате русских писателей, композиторов, художников.

Печоры славились самодеятельными коллективами и хорами. Инициатором певческих праздников стало Петсерское просветительское общество. Праздник русской песни 1939 года был грандиозным событием для города. На него прибыли 60 хоров, 25 оркестров, в которых участвовали 3000 певцов и 500 музыкантов. Для выступления сводного хора было построено певческое поле, которое находилось примерно в конце улицы Парковой. В эстонский период Печоры и Псково-Печерский монастырь стали центром русской культуры и духовности для всей русской эмиграции. Для изучения архитектурных и археологических памятников края организуются научные экспедиции от Парижского «Института человека» в 1935–38 гг. Здесь работают экспедиции Л. Зурова, Б. Вильде. В «Музее человека» хранится более тысячи экспонатов, вывезенных из Печорского края. Профессор Базельского университета Эльза Малер собирала фольклор, исследования монастыря от Тартуского университета проводит Н. Андреев. Печоры, славившиеся своей историей, памятниками, самобытной культурой, красотой природы притягивали к себе писателей, художников, поэтов, историков. В начале XX века здесь побывал художник Н. Рерих, посвятивший около 10 работ Печорам: «Печорский монастырь», «Большая звонница», «Ризница Печорского монастыря», и др. Бывали в Печорах художники К. Брюллов, И. Грабарь, Маковский, С. Виноградов, А. Богданов-Бельский. Истории Печорской обители и крепости посвящены произведения Л. Зурова «Отчина», С. Минпдов «Под шум дубов». Стихи свои посвятил побывавший здесь «король-поэтов» XX века — Игорь Северянин. В Печорах давали концерты певцы А. Вертинский, Д. Смирнов, Н. Плевицкая. Здесь жил, писал свои произведения, в которых отражены Печоры начала XX века, писатель В. Муйжель, его навещали М. Горький, А. Куприн. Важную роль в истории государства Российского, Печорской крепости и оплота православия — Псково-Печерского монастыря подчеркивали своим посещением видные государственные деятели: царь Иван Грозный, Петр I, Анна Иоанновна, Александр I, Николай II. В 1994 году на открытии таможенного комплекса Куничина Гора был Президент России Б. Н. Ельцин, в 2000 году Псково-Печерский монастырь посетил Президент России В. В. Путин.

На территории района также расположен Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей заповедник «Изборск».