Противодействие коррупции Администрации Печорского района

Нормативные, правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

Антикоррупционная экспертиза

Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения

Методические материалы

Сведения о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

Противодействие коррупции ГП "Печоры"

Противодействие коррупции СП "Круппская волость"

Противодействие коррупции СП "Лавровская волость"

Противодействие коррупции Собрания депутатов Печорского района

В Администрации района создан и постоянно действует «телефон доверия» для приема сообщений и мониторинга фактов проявления коррупции лицами, замещающими муниципальные должности.
В целях ускорения процесса рассмотрения обращений граждан, просьба при обращении обязательно называть свои фамилия, имя, отчество, и номер контактного телефона или адрес места жительства.

Номера «телефона доверия»:
Рабочие дни с 8.00 часов до 17.00 часов
(8 81148) 2 19 41,
с 17.00 часов до 8.00 часов, в выходные и праздничные дни круглосуточно
(8 81148) 2 31 67

 

Что такое коррупция и почему с ней следует бороться?  

 Существуют несколько подходов к определению коррупции и наносимого ей ущерба. Общество и СМИ применяют термин «коррупция» очень неопределенно и по-разному трактуют ее сущность.
Как показал опрос общественного мнения, проведенный ИСИТО, в понимании граждан коррупция — это взяточничество, вымогательство, подкуп или продажность; казнокрадство; преступность, незаконная деятельность, нарушение закона, бандитизм; связь организованной преступности и органов власти; мошенничество, денежные махинации; злоупотребление служебным положением в личных интересах; самообогащение за счет народа; злоупотребление влиянием (блат), протекционизм, кумовство. Коррупция представляет серьезную угрозу национальной безопасности, функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости; затрудняет экономическое развитие и угрожает основам рыночной экономики.

Как бороться с коррупцией?
К сожалению, в обществе бытует мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно и простой гражданин не имеет возможности каким-либо образом противостоять проявлениям коррупции.
Однако это не так. Существует масса законных способов защитить себя от чиновничьего беспредела.
В нашем государстве принят ряд нормативных актов, предусматривающих ответственность органов власти за допущенные ими проявления коррупции. В этих актах подробно расписан механизм противодействия коррупции.
Например, Уголовный кодекс РФ содержит несколько статей, предусматривающих уголовную ответственность за взяточничество, хищение, злоупотребление служебным положением, вымогательство, коммерческий подкуп.
Кроме того, продолжает действовать Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», согласно которому каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.
К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:
— нарушены права и свободы гражданина;
— созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
— незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Внимание, ВЗЯТКА!

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
(Конституция РФ, статья 45? часть 2)

ЭТА ПАМЯТКА ДЛЯ ВСЕХ, КТО:

! хочет видеть свою страну свободной от засилья воров и
коррупционеров
! считает взятку позорным и гнусным преступлением
! не хочет стать пособником жуликов и проходимцев

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности или какая-либо имущественная выгода за выполнение или невыполнение, в интересах давшего взятку, действия, которое это лицо должно было или могло совершить в силу своего служебного положения.
Получение и дача взятки государственным служащим является одним из проявлений коррупции

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

Предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость
Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости
Завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга; покупка товаров по завышенной цене; заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям; получение льготного кредита; завышение гонораров за лекции, статьи и книги; «случайный» выигрыш в казино; прощение долга; уменьшение арендной платы; увеличение процентных ставок по кредиту и т. д.

Действия по передаче и приёму взятки в России противозаконны и
подпадают под действие Уголовного кодекса

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291).

Получение взятки — одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).
Дача взятки — преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия) либо предоставлению получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

Кто может быть привлечён к уголовной ответственности
за получение взятки
Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо — представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительное или административно-хозяйственные функции.
Представитель власти — это государственный или муниципальный чиновник любого ранга — сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т. д.
Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции — это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т. д.

Взятка нередко дается и берется через посредников — подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП

«Взятка» лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д. — в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (статья 204).

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ И КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.

Получение взятки (статья 290):
• если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс. рублей)
— лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного млн. рублей
• если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления — федеральным министром, членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы, рядом других высших должностных лиц, главой республики, губернатором, депутатом законодательного собрания, мэром города, главой муниципального образования, судьей и т. д.
— лишение свободы на срок от пяти до десяти лет
• если взятка получена за незаконные действия (бездействие) должностного лица
— лишение свободы на срок от трех до семи лет
• если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица
— лишение свободы на срок до пяти лет
— штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от одного года до трех лет

Дача взятки (статья 291):
• если взятка давалась за совершение заведомо незаконных действий
(бездействие)
— лишение свободы на срок, до восьми лет
— штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного от одного года до трех лет
• если взятка давалась лично или через посредника
— лишение свободы на срок до трех лет
— арест на срок от трех до шести месяцев
— исправительные работы на срок от одного года до двух лет
— штраф в размере до 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев

Коммерческий подкуп (статья 204):
— передача денег и оказание услуг имущественного характера (части 1 и 2)
• если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору
— лишение свободы на срок до четырех лет
— арест на срок от трех до шести месяцев
— ограничение свободы на срок до трех лет
— штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до двух лет
• если преступление совершено одним лицом
— лишение свободы на срок до двух лет
— ограничение свободы на срок до двух лет
— штраф в размере до 200 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев
— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет

— получение денег и пользование услугами имущественного характера (части 3 и 4)
• если преступление совершено одним лицом без вымогательства
— лишение свободы на срок до трех лет
— ограничение свободы на срок до трех лет
— штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или штраф в размере дохода осужденного за период от одного года до двух лет
— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет
• если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или сопряжено с вымогательством
— лишение свободы на срок до пяти лет
— штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штраф в
размере дохода осужденного за период от одного года до трех лет
— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет

ГРАЖДАНИН, ДАВШИЙ ВЗЯТКУ (СОВЕРШИВШИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП), МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЕН ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЕСЛИ:
• установлен факт вымогательства
• гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным, заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.
Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья зоб).
Вымогательство взятки может осуществляться как в виде прямого требования («если не дадите... вопрос будет решен не в Вашу пользу»), так и косвенным образом.

Внимание! Вас могут провоцировать на дачу взятки или коммерческий подкуп с целью компрометации!

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ (ПОДКУПА)

• внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов)
• постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи
• поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа
• не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации

ЧТО СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ
ФАКТА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА

Необходимо принять решение согласно своей гражданской позиции, совести и жизненному опыту. В связи с этим у Вас возникает два варианта действий:

Первый вариант — прекратить всякие контакты с вымогателем, дать понять ему о Вашем отказе пойти на преступление и смириться с тем, что важный для Вас вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно издеваться над людьми.
Второй вариант — встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям, исходя из четкого понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек в любых ситуациях должен сохранить свое достоинство и не становиться пособником преступления.

Если Вы избираете второй вариант. Вам следует:
— по своему усмотрению обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в один из правоохранительных органов по месту Вашего жительства или в их вышестоящие органы:
• в органы внутренних дел — в районные (городские) отделения (отделы) полиции, управления (отделы) по борьбе с экономическими преступлениями, управления (отделы) по борьбе с организованной преступностью, в министерства внутренних дел республик, краевые (областные) управления внутренних дел вплоть до Министерства внутренних дел (Москва, ул. Житная, д. 16; ул. Садовая-Сухаревская, д.11)
• в органы безопасности — в районные (городские) отделения (отделы) ФСБ, республиканские (краевые, областные) управления ФСБ вплоть до Федеральной службы безопасности (Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 22)
• в органы прокуратуры — районному (городскому) прокурору, прокурору республики (края, области) вплоть до Генеральной прокуратуры (Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 15а)
• в таможенные органы — в региональные таможенные управления вплоть до Федеральной таможенной службы (Москва, Новозаводская ул., д. 11/5)
• в органы наркоконтроля — в межрайонные (городские) подразделения территориальных органов ФСКН, региональные управления, отделы (управления) ФСКН по субъектам РФ вплоть до Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (Москва, ул. Маросейка, д. 12).
• В случаях вымогательства взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности, других правоохранительных органов можно обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечением преступлений, совершаемых сотрудниками.

— написать заявление о факте вымогательства у Вас взятки или коммерческого подкупа, в котором точно указать:
• кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) вымогает у Вас взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает Вас на совершение подкупа
• какова сумма и характер вымогаемой взятки (подкупа)
• за какие конкретно действия (иди бездействие) у Вас вымогается взятка или совершается коммерческий подкуп
• в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп.

— попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о вымогательстве у Вас взятки.

ЭТО ВАЖНО!
! Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.
! В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, таможенного органа или органа наркоконтроля Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.
! Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.
! В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса РФ.
! Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Вашего заявления, о принимаемых мерах и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.
! В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру РФ, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

ЕСЛИ ПО ВАШЕМУ ОБРАЩЕНИЮ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ НЕ БЫЛИ ПРЕДПРИНЯТЫ МЕРЫ, ВЫ МОЖЕТЕ:
ОБРАТИТЬСЯ С ЖАЛОБОЙ В РАЙОННЫЙ СУД

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов Администрации Печорского района.
Приложение № 1: постановление Администрации Печорского района от 29.03.2013 г. № 138 «О внесении изменений в постановление Администрации Печорского района от 15.09.2009г. № 397 «Об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов» в 1 экз. на 1-ом листе

Памятка государственным и гражданским служащим Псковской области и муниципальным служащим Псковской области и муниципальным служащим по действиям в случае возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе Псковской области и муниципальной службе
Приложение № 2: Памятка

Муниципальная долгосрочная целевая программа «Противодействие коррупции в муниципальном образовании „Печорский район“ на 2013-2015 годы»
Приложение № 3: постановление Администрации Печорского района от 25.12.2012 г. № 822 «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы „Противодействие коррупции в муниципальном образовании „Печорский район“ на 2013- 2015 годы“

Нормативная база, отчётность

Законы области:

— Закон Псковской области от 17.07.2008 г. № 784-ОЗ » О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления,
Приложение № 4

Решения Собрания депутатов Печорского района:

— Решение от 14.05.2009 г. № 40 «О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования „Печорский район“ и их проектов»
— Решение от 17.05. 2011 г. № 39 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих муниципального образования «Печорский район»

Постановления Администрации Печорского района:

— Постановление Главы Администрации Печорского района от 12.05.2009 г. № 02-н «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов»
— Постановление Администрации Печорского района от 30.11.2010 г. № 06-н «О внесении дополнений в Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное постановлением Главы Администрации района от 12.05.2009 г № 02-н»
— Постановление Администрации Печорского района от 05.09.2012 г. № 08-н «О внесении дополнений в Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное постановлением Главы Администрации района от 12.05.2009 г № 02-н»
— Постановление Администрации Печорского района от 15.09.2009 г.№ 399 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы Администрации Печорского района, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
— Постановление Администрации Печорского района от 15.09.2009 г. № 06-н «О введении в действие системы «Служба доверия» и утверждении Положения о её работе по фактам коррупционной направленности в муниципальном образовании «Печорский район»
— Постановление Администрации Печорского района от 18.09.2009 г. № 414 «Об утверждении Порядка уведомления Главы Администрации Печорского района о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего Администрации района к совершению коррупционных нарушений и порядка регистрации этих сведений»
— Постановление Администрации Печорского района от 23.03.2010 г. № 02-н «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы Администрации Печорского района, и муниципальными служащими Администрации Печорского района сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
— Постановление Администрации Печорского района от 25.10.2010 г. № 04-н «О проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы Администрации района, и муниципальными служащими Администрации района, и соблюдения муниципальными служащими Администрации района требований к служебному поведению»
— Постановление Администрации Печорского района от 30.11.2010 г. № 05-н «О мерах по реализации статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»
— Постановление Администрации Печорского района от 17.01.2013 г. № 28 «О создании рабочей группы по координации действий в рамках муниципальной долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в муниципальном образовании „Печорский район“ на 2013- 2015 годы»
— Постановление Администрации Печорского района от 04.04.2013 г. № 155 «О внесении изменения в постановление Администрации Печорского района от 15.09.2009 г. № 399 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы Администрации Печорского района, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

Отчёты:

Сведения о результатах мониторинга деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в МО «Печорский район» за 1 квартал 2013 года

Управляющий делами Администрации района В. Д. Андреев

ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕЧОРСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 29.03.2013 г № 138
г. Печоры

О внесении изменений в постановление
Администрации Печорского района от 15.09.2009г. № 397 «Об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов»

В связи с кадровыми изменениями в Администрации Печорского района, Администрация Печорского района
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Внести изменения в постановление Администрации Печорского района от 15.09.2009 г, № 397 «Об образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов», а именно:
— состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации Печорского района изложить в новой редакции:
Председатель комиссии:
Егорова М. В., Первый заместитель Главы Администрации Печорского района
Заместитель председателя комиссии:
— Осипов Г. Е., Первый заместитель Главы Администрации Печорского района;
Секретарь комиссии:
— Антонова И. В., главный специалист управления делами Администрации Печорского района;
Члены комиссии:
— Андреев В. Д, управляющий делами Администрации Печорского района;
— Успенский А. С., начальник отдела по правовому обеспечению;
— Представитель научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного, деятельность которых связана с муниципальной службой (по согласованию, 1 человек);
— Представитель общественной организации ветеранов (по согласованию, 1 человек).

Глава Администрации района Ю. М. Конченко

Приложение № 2

ПАМЯТКА
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ
ПО ДЕЙСТВИЯМ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Статья 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает понятия «конфликт интересов на государственной или муниципальной службе» и «личная заинтересованность государственного или муниципального служащего»:
Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Законодательством о государственной гражданской и муниципальной службе также предусмотрены отношения, связанные с конфликтом интересов на государственной и муниципальной службе и личной заинтересованностью государственного и муниципального служащего.
В настоящей Памятке рассматриваются типовые ситуации конфликта интересов:
приводится описание типовой ситуации и рекомендации, как для государственных гражданских (муниципальных) служащих, так и для представителя нанимателя или работодателя по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
в отдельных случаях приводится комментарий, поясняющий почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что функции государственного, муниципального (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного гражданского (муниципального) служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
В настоящей Памятке осуществление «функций государственного (муниципального) управления» предполагает, в том числе:
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
осуществление государственного (муниципального) надзора и контроля;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т. п.);
организацию продажи приватизируемого государственного (муниципального) имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;
лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные действия;
проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;
проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
участие государственного гражданского (муниципального) служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам.
Причем, непринятие государственным гражданским (муниципальным) служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного гражданского (муниципального) служащего с государственной (муниципальной) службы. Выяснение обстоятельств непринятия государственным гражданским (муниципальным) служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Применение мер, по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе государственного гражданского (муниципального) служащего, и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной гражданской и муниципальной службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного гражданского (муниципального) служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного гражданского (муниципального) служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.

ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДОК ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных
функций государственного (муниципального) управления
в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана
личная заинтересованность государственного гражданского
(муниципального) служащего

Описание ситуации
Государственный гражданский (муниципальный) служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного (муниципального) управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному гражданского (муниципальному) служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя (работодателя) и непосредственного начальника в письменной форме.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется отстранить государственного гражданского (муниципального) служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего. Например, рекомендуется временно вывести государственного гражданского (муниципального) служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной гражданской (муниципальной) службы является его родственник.
Комментарий
Осуществление государственным гражданскими (муниципальными) служащим функций государственного (муниципального) управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:
— государственный гражданский (муниципальный) служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа (органа местного самоуправления). При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе (органе местного самоуправления) является родственник государственного гражданского (муниципального) служащего;
— государственный гражданский (муниципальный) служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника государственного гражданского (муниципального) служащего.
При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций государственного (муниципального) управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если государственный гражданский (муниципальный) служащий предоставляет государственные (муниципальные) услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.

Конфликт интересов, связанный с выполнением
иной оплачиваемой работы

Описание ситуации
Государственный гражданский (муниципальный) служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный гражданский (муниципальный) служащий осуществляет отдельные функции государственного (муниципального) управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственный гражданский (муниципальный) служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Уведомительный порядок направления государственным гражданским (муниципальным) служащим представителю нанимателя (работодателю) информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя (работодателя). Представитель нанимателя (работодатель) не вправе запретить государственному гражданскому (муниципальному) служащему выполнять иную оплачиваемую работу.
Вместе с тем, в случае возникновения у государственного гражданского (муниципального) служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский (муниципальный) служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя (работодателя) и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного гражданского (муниципального) служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.
При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному гражданскому (муниципальному) служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный гражданский (муниципальный) служащий осуществляет отдельные функции государственного (муниципального) управления.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного (муниципального) управления в отношении организации государственный гражданский (муниципальный) служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя (работодателя) и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного (муниципального) управления в отношении организации родственники государственного гражданского (муниципального) служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя (работодателя) и непосредственного начальника в письменной форме.
В случае если государственный гражданский (муниципальный) служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется отстранить государственного гражданского (муниципального) служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный гражданский (муниципальный) служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.
Комментарий
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельности которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов не только для самого гражданского служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1. Федерального закона № 25-ФЗ под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или ряда иных лиц, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Описание ситуации
Государственный гражданский (муниципальный) служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган (орган местного самоуправления), в котором он замещает должность.
Меры предотвращения и урегулирования
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется указать государственному гражданскому (муниципальному) служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если государственный гражданский (муниципальный) служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного гражданского (муниципального) служащего от замещаемой должности.
Важно отметить, что непринятие государственным гражданским (муниципальным) служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного гражданского (муниципального) служащего с государственной гражданской (муниципальной) службы.

Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами

Описание ситуации
Государственный гражданский (муниципальный) служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой государственный гражданский (муниципальный) служащий осуществляет отдельные функции государственного (муниципального) управления.
Меры предотвращения и урегулирования
В случае если государственный гражданский (муниципальный) служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного (муниципального) управления, он обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме, а также передать ценные бумаги в доверительное управление.
Необходимо отметить, что существует проблема выбора управляющей организации или доверительного управляющего, которым государственный гражданский (муниципальный) служащий может доверить управление принадлежащими ему ценными бумагами. Кроме того, передача ценных бумаг в доверительное управление не обязательно повлечет исключение возникновения конфликта интересов, то есть, не всегда может быть признана исчерпывающей мерой, в этой связи государственным гражданским (муниципальным) служащим может быть принято добровольное решение об отчуждении ценных бумаг.
В случае если родственники государственного гражданского (муниципального) служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного (муниципального) управления, государственный гражданский (муниципальный) служащий обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. При этом в целях урегулирования конфликта интересов государственному гражданскому (муниципальному) служащему необходимо рекомендовать родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.
До принятия государственным гражданским (муниципальным) служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского (муниципального) служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, ценными бумагами которой владеет государственный гражданский (муниципальный) служащий или его родственники.
Комментарий
Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение государственным гражданским (муниципальным) служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление.
Для родственников государственного гражданского (муниципального) служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее, важно понимать, что наличие в собственности у родственников государственного гражданского (муниципального) служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой государственный гражданский (муниципальный) служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.
Предусмотренная обязанность государственного гражданского (муниципального) служащего передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительнее управление является мерой предотвращения и урегулирования конфликта интересов в конкретной ситуации, когда государственному гражданскому (муниципальному) служащему стало известно о возможности такого конфликта.

Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

Описание ситуации
Государственный гражданский (муниципальный) служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т. д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный гражданский (муниципальный) служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного (муниципального) управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный гражданский (муниципальный) служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного (муниципального) управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.
Представителю нанимателя (работодателю), в случае если ему стало известно о получении государственным гражданским (муниципальным) служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный гражданский (муниципальный) служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного (муниципального) управления, необходимо оценить, настолько полученный подарок связан с исполнением должностных (служебных) обязанностей.
Если подарок связан с исполнением должностных (служебных) обязанностей, то в отношении государственного гражданского (муниципального) служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным гражданским (муниципальным) служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным гражданским (муниципальным) служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным гражданским (муниципальным) служащим своих должностных обязанностей.
Если подарок не связан с исполнением должностных (служебных) обязанностей, то государственному гражданскому (муниципальному) служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа (органа местного самоуправления), и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.
В случае если представитель нанимателя (работодатель) обладает информацией о получении родственниками государственного гражданского (муниципального) служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный гражданский (муниципальный) служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного (муниципального) управления, рекомендуется:
-указать государственному гражданскому (муниципальному) служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;
-предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;
-до принятия государственным гражданским (муниципальным) служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного гражданского (муниципального) служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.
Комментарий
Установлен запрет государственным гражданским (муниципальным) служащим получать в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
Вместе с тем, проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить государственному гражданскому (муниципальному) служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее, необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит государственного гражданского (муниципального) служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного гражданского (муниципального) служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации государственного органа (органа местного самоуправления) и государственной (муниципальной) службе в целом.
То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками государственного гражданского (муниципального) служащего. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками государственных гражданских (муниципальных) служащих. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения государственного гражданского (муниципального) служащего.

Описание ситуации
Государственный гражданский (муниципальный) служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.
Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным гражданским (муниципальным) служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному гражданскому (муниципальному) служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных(служебных) обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать государственному гражданскому (муниципальному) служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.

Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами
и судебными разбирательствами

Описание ситуации
Государственный гражданский (муниципальный) служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного (муниципального) управления в отношении организации, перед которой сам государственный гражданский (муниципальный) служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.
Меры предотвращения и урегулирования
В этом случае государственному гражданскому (муниципальному) служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т. д.). При невозможности сделать это, государственному гражданскому (муниципальному) служащему следует уведомить представителя нанимателя (работодателя) и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного гражданского (муниципального) служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный гражданский (муниципальный) служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего, имеют имущественные обязательства.

Описание ситуации
Государственный гражданский (муниципальный) служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного (муниципального) управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным гражданским (муниципальным) служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему следует уведомить представителя нанимателя (работодателя) и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного гражданского (муниципального) служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным гражданским (муниципальным) служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего.

Описание ситуации
Государственный гражданский (муниципальный) служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного(муниципального) управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему следует уведомить представителя нанимателя (работодателя) и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется отстранить государственного гражданского (муниципального) служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с государственным гражданским (муниципальным) служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего.

Конфликт интересов, связанный с взаимодействием
с бывшим работодателем и трудоустройством после
увольнения с государственной службы

Описание ситуации
Государственный гражданский (муниципальный) служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного (муниципального) управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную (муниципальную) службу.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного (муниципального) управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную (муниципальную) службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя (работодателя) и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного гражданского (муниципального) служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется отстранить государственного гражданского (муниципального) служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.
Комментарий
Государственный гражданский (муниципальный) служащий, поступивший на государственную (муниципальную) службу в государственный орган (орган местного самоуправления) из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой государственный гражданский (муниципальный) служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.
И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению государственным гражданским (муниципальным) служащим его должностных (служебных) обязанностей.
При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т. к. не влечет возможности получения доходов для государственного гражданского (муниципального) служащего, членов его семьи или организаций, с которыми государственный гражданский (муниципальный) служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Тем не менее, следует учитывать, что в соответствии законодательством о государственной гражданской и муниципальной службе Российской Федерации государственный гражданский (муниципальный) служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей.

Описание ситуации
Государственный гражданский (муниципальный) служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной гражданской (муниципальной) службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного (муниципального) управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного (муниципального) управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации государственному гражданскому (муниципальному) служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной (муниципальной) службы.
В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, государственному гражданскому (муниципальному) служащему следует уведомить представителя нанимателя (работодателя) и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется отстранить государственного гражданского (муниципального) служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с государственной (муниципальной) службы.
С трудоустройством бывших государственных гражданских (муниципальных) служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа (органа местного самоуправления), но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:
— бывший государственный гражданский (муниципальный) служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом (органом местного самоуправления), в котором государственный гражданский (муниципальный) служащий ранее замещал должность;
— бывший государственный гражданский (муниципальный) служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом (органом местного самоуправления), в котором государственный гражданский (муниципальный) служащий ранее замещал должность;
— государственный гражданский (муниципальный) служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной гражданской (муниципальной) службы заниматься их реализацией.

Ситуации, связанные с явным нарушением государственным гражданским (муниципальным) служащим установленных запретов
Описание ситуации
Государственный гражданский (муниципальный) служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Меры предотвращения и урегулирования
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ государственному гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
Пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
Представителю нанимателя (работодателю) при принятии решения о предоставлении или не предоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение государственным гражданским (муниципальным) служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.
Описание ситуации
Государственный гражданский (муниципальный) служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный гражданский (муниципальный) служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного гражданского (муниципального) служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.
Комментарий
«Советы», предоставляемые государственным гражданским (муниципальным) служащим проверяемым организациям, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте соответствующего государственного органа и т. д. В любом случае, если государственный гражданский (муниципальный) служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Несмотря на то, что рекомендации государственного гражданского (муниципального) служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками государственного гражданского (муниципального) служащего или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.

Описание ситуации
Государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.
Меры предотвращения и урегулирования
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.
Пунктом 16 части 1 статьи 14 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Представителю нанимателя (работодателю) при принятии решения о предоставлении или не предоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение государственным гражданским (муниципальным) служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также «выяснить» какую именно работу он там выполняет.

СВЕДЕНИЯ
о результатах мониторинга деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Псковской области (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов в МО «Печорский район»
          за 1  квартал   2013 года

/sites/default/files/documents/chto_takoe_korrupciya_i_pochemu_s_ney_sleduet_borotsya1.doc

 


Документы
Показать все (22)Свернуть